Главная » 2024»Январь»19 » Святое Богоявленіе. Крещеніе Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа
12:00
Святое Богоявленіе. Крещеніе Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа
Во Іорда́нѣ креща́ющутися Го́споди, Тро́ическое яви́ся покланя́ніе: Роди́телевъ бо гла́съ свидѣ́тельствоваше Ти, возлю́бленнаго Тя Сы́на имяну́я, и Духъ въ видѣ́ніи голуби́нѣ, извѣ́ствоваше словеси́ оутверже́ніе. Явле́ися Христе́ Бо́же, и ми́ръ просвеще́и, сла́ва Тебѣ́
(Тропарь, гласъ 1).
Яви́лся еси́ дне́сь вселе́ннѣй, и свѣтъ Твой, Го́споди, зна́менася на насъ, иже въ ра́зумѣ пою́щихъ Тя: пріи́де и яви́ся Свѣ́тъ неприкоснове́нныи
(Кондакъ, гласъ 4).
В Евангелии от св. Матфея читаем, что, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 3,16-17). Святой Дух «ниспускается» на Сына и свидетельствует о Его божественности, в то время как глас Отца с небес выражает общение любви. «Заключение сцены Крещения говорит нам о том, что Иисус получил это подлинное «помазание», что Он есть ожидаемый всеми Помазанник [Христос]» (Gesù di Nazaret, Milano 2007, 47-48), в подтверждение пророчества Исаии: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя» (Ис 42,1). Воистину, Он — Мессия, Сын Всевышнего, Который, выходя из вод Иордана, устанавливает возрождение в Духе и открывает желающим возможность стать чадами Бога.
И не случайно каждый крещёный обретает печать чада Божия, начиная с христианского имени, характерного знака, свидетельствующего о том, что Святой Дух дал человеку «вновь» родиться в лоне Церкви... В благоприятный час Крещения, в то время как церковная община молится и вверяет Богу нового сына или дочь, родители и крёстные готовятся принять новокрещённого, дав ему христианское воспитание. Это — великая ответственность, исходящая из великого дара!
Бенедикт XVI. В благоприятный час Крещения. 09.01.2011.
Как бы довеском к рассказу об Иоанне Крестителе выглядит эпизод принятия крещения Иисусом, и это подчёркивает внешнюю малозаметность того, о чём идёт речь. Нам нетрудно представить, как много людей собралось в тот день на берегу Иордана, но совсем немногие среди собравшихся были способны понять, свидетелями какого великого события они оказались. Но и в этом проявилось умаление Иисуса, так трудно постигавшееся учениками, да так и остающееся для нас таинственным.
Таинственны и слова, сказанные Иисусом в ответ на сомнения Иоанна. В чём состояла та правда, которую предстояло исполнить нам, то есть им обоим, встретившимся на Иордане? Зачем безгрешный Иисус должен был войти в воды, смывающие грехи? Конечно, для того, чтобы принять на себя чужие грехи, и не только грехи тех давних иудейских жителей, но и грехи всех нас. Но не оставляет ощущение, что за ответом Христа стоит что-то ещё, ускользающее от поверхностного взгляда, но что евангелисту было важно передать нам.
То, что нам следует увидеть в глубинах Писания, Господь нам раскроет, ведь того, что необходимо для спасения и полноценной духовной жизни, Он не утаивает. Иоанн был первым, кому открылось, что на Иисуса при крещении спускается Дух Божий. Глазами Иоанна евангелист даёт и нам это увидеть, и мы верим: единение с Иисусом — это единение с Духом Божиим. И это важнейшее откровение всем нам было дано в тот день, когда Иисус неприметно пришёл на берег Иордана.