Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 26.04.2024, 09:22

Главная » 2023 » Май » 25 » Вознесеніе Господне
12:00
Вознесеніе Господне

Вознесе́ся во сла́вѣ Христе́ Бо́же на́шъ, ра́дость сотвори́ оученико́мъ свои́мъ, обѣтова́ніемъ Свята́го Ду́ха. Извѣще́ніе пріе́мше я́вѣ благослове́нія ра́ди, я́ко Ты́ еси́ Сы́нъ Бо́жіи Изба́витель ми́ру (Тропа́рь, гла́съ 4).

Е́же о на́съ соверши́въ смотре́ніе, и я́же на земли́ соедини́въ съ Небе́сными, вознесе́ся во сла́вѣ Христе́ Бо́же на́шъ, и ника́коже отлуча́яся. Но пребыва́я не отсту́пно, и вопія́ лю́бящимъ Тя́, А́зъ е́смь съ ва́ми, и никто́же на вы́ (Конда́къ, гла́съ 6).

Сев одесную Отца, превечное Слово, веру крепчайшую Ты ученикам преподал (Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа).

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознёсся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своём виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал ещё ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своём вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием... Своим Вознесением Господь стал ещё ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Шиманский Г.И. Литургика. Вознесение Господне.

Деян 1:1-12; Зач. 1

Пeрвое убо слово сотворихъ о всѣхъ, о Ѳеофиле, о нихъ же начатъ Ісусъ, творити же и учити, до него же дне, заповѣдавъ апостоломъ Духомъ Святымъ, ихъ же избра, вознесeся. предъ ними же и постави себе жива, по страданіи своeмъ, во мнозѣхъ знаменіихъ, деньми четыредесятьми являяся имъ, и глаголя яже о Царствіи Божіи, и съ ними яды, повелѣваше имъ отъ Іерусалима не отлучатися, но ждати обѣтованіе отчее, еже слышасте отъ мене. Яко Іoаннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днeхъ. они же убо сошeдшеся, вопрашаху его, глаголюще. Господи, аще въ лѣто се устраяеши царствіе Ізраилево; речe же къ нимъ. нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи своeю областію. Но пріимете силу нашeдшу Святому Духу на вы. и будете ми свидѣтеле, во Іерусалимѣ же, и во всeй Іудeи и самаріи, и даже до послѣднихъ земли. И сія рeкъ. зрящемъ имъ, взятся, и облакъ подятъ его отъ очію ихъ. и яко взирающе бяху на небо идущу ему. и се мужа два стаста предъ ними въ одeжди бѣлѣ, яже и рекоста. мужіе галилeйстіи, что стоите зряще на небо; се Ісусъ, вознесыися отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имъ же образомъ видѣсте его идуща на небо. Тогда возвратишася во Іерусалимъ, отъ горы нарицаемыя Елеонъ. яже есть близъ Іерусалима, суботѣ имущи путь.

Лк 24:36-53; Зач. 114

Во время оно, воскресъ Ісусъ от мертвыхъ, стаа посредѣ ученикъ своихъ, и глагола имъ, миръ вамъ. убоявшежеся и пристрашни бывше, мняху духъ видяще. И рече имъ, что смущeни есте, и почто помышлeнія входятъ въ сердца ваша; Видите руцѣ мои и нозѣ мои, яко самъ азъ есмь. осяжите мя и видите, яко духъ плоти и кости не имать, яко же мене видите имуща. И се рeкъ, показа имъ руцѣ и нозѣ. ещe же не вѣрующемъ имъ, отъ радости и чюдящемся, рече имъ, имате ли что снѣдно здѣ; они же даша ему рыбы печeны часть, и отъ пчeлъ сотъ. и взeмъ предъ ними ястъ. Речe же имъ. си суть словеса, яже глаголахъ вамъ еще сыи съ вами. яко подобаетъ скон чатися всѣмъ написанымъ, въ законѣ Моисeoвѣ, и пророцѣхъ, и псалмѣхъ о мнѣ. Тогда отвeрзе имъ умъ, разумѣти писанія, и рече имъ. яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути отъ мертвыхъ трeтіи день. и проповѣдатися во имя его покаянію, и отпущeнію грѣхомъ, во всѣхъ языцѣхъ, начeнше отъ Іерусалима. вы же есте свѣдѣтеліе симъ. И се азъ послю обѣтованіе Отца моего на вы. вы же сядѣте во градѣ Іерусалимстѣ, дондеже облечeтеся силою свыше. Извeдъ же ихъ вонъ, до Виѳанія. и воздвигъ руцѣ свои, благослови ихъ. и бысть егда благословяше ихъ, отступи отъ нихъ, и возношашеся на небо. и тіи поклонившася ему, и возвратишася во Іерусалимъ съ радостію великою. и бѣху выну въ церкови, хваляще и благословяще Бога. аминь.

Слово на Вознесение Господне Блаженного Августина

Днесь Господь наш Иисус Христос восшёл на небеса – вознесёмся и мы за Ним сердцами нашими. Внемлем Апостолу: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном». Ведь Он, хоть и восшёл на небо, но нас не оставил. Так и мы с Ним уже там пребываем, хотя ещё не исполнилось обетованное в нашей плоти. Христос вознёсся на небеса, но по-прежнему страждет на земле всякий раз, как мы, Его члены, что-либо претерпеваем. Он Сам свидетельствует об этом, взывая с небес: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – и – «Алкал Я, и вы дали Мне есть». Отчего же и мы не усердствуем на земле так, чтобы с Ним наслаждаться миром небесным благодаря вере, надежде и любви, соединяющими нас с Господом? Хоть Он и там, но обитает с нами; – и мы, хотя здесь находимся, но с Ним пребываем. Христос обитает в небесах Божеством Своим, Силой и Любовью; – так и мы, хотя и не можем уподобиться Ему по божеству, но можем, в Нём пребывая, быть там властью любви. Христос не покинул небес, когда сошёл к нам; – так Он и нас не оставил, вознесясь обратно на небеса. Ибо о том, что был там, пребывая здесь, Он Сам свидетельствует, говоря: «Никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах».

Сказал же сие дабы явить единство, ибо Он глава наша, а мы Его члены. Посему никто не восходил на небо, кроме Него и нас в Нём, восходящих потому, что Он, вочеловечившись, соделал нас сынами Божьими. Апостол же говорит так: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос». Не сказал: «Так Христос», – но – «так и Христос». Итак, много у Христа членов, но одно тело. Сошёл же с небес по милосердию Своему, и не восшёл никто, кроме Него и нас в Нём по дарованной нам благодати. И, кроме Христа, никто не сошёл, и никто не восшёл. Посему не станем приписывать телу достоинств его Главы, но будем помнить, что тело от Главы в своём единстве неотделимо.

Блаженный Августин Иппонийский. Слово 263/А на Вознесение Господне.

Просмотров: 102 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО