Е́же о на́съ соверши́въ смотре́ніе, и я́же на земли́ соедини́въ съ Небе́сными, вознесе́ся во сла́вѣ Христе́ Бо́же на́шъ, и ника́коже отлуча́яся. Но пребыва́я не отсту́пно, и вопія́ лю́бящимъ Тя́, А́зъ е́смь съ ва́ми, и никто́же на вы́
(Конда́къ, гла́съ 6).
Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.
Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознёсся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своём виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал ещё ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».
По Своём вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием... Своим Вознесением Господь стал ещё ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.
Днесь Господь наш Иисус Христос восшёл на небеса – вознесёмся и мы за Ним сердцами нашими. Внемлем Апостолу: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном». Ведь Он, хоть и восшёл на небо, но нас не оставил. Так и мы с Ним уже там пребываем, хотя ещё не исполнилось обетованное в нашей плоти. Христос вознёсся на небеса, но по-прежнему страждет на земле всякий раз, как мы, Его члены, что-либо претерпеваем. Он Сам свидетельствует об этом, взывая с небес: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – и – «Алкал Я, и вы дали Мне есть». Отчего же и мы не усердствуем на земле так, чтобы с Ним наслаждаться миром небесным благодаря вере, надежде и любви, соединяющими нас с Господом? Хоть Он и там, но обитает с нами; – и мы, хотя здесь находимся, но с Ним пребываем. Христос обитает в небесах Божеством Своим, Силой и Любовью; – так и мы, хотя и не можем уподобиться Ему по божеству, но можем, в Нём пребывая, быть там властью любви. Христос не покинул небес, когда сошёл к нам; – так Он и нас не оставил, вознесясь обратно на небеса. Ибо о том, что был там, пребывая здесь, Он Сам свидетельствует, говоря: «Никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах».
Сказал же сие дабы явить единство, ибо Он глава наша, а мы Его члены. Посему никто не восходил на небо, кроме Него и нас в Нём, восходящих потому, что Он, вочеловечившись, соделал нас сынами Божьими. Апостол же говорит так: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос». Не сказал: «Так Христос», – но – «так и Христос». Итак, много у Христа членов, но одно тело. Сошёл же с небес по милосердию Своему, и не восшёл никто, кроме Него и нас в Нём по дарованной нам благодати. И, кроме Христа, никто не сошёл, и никто не восшёл. Посему не станем приписывать телу достоинств его Главы, но будем помнить, что тело от Главы в своём единстве неотделимо.
Блаженный Августин Иппонийский. Слово 263/А на Вознесение Господне.