Главная » 2023»Июль»12 » Святыхъ славныхъ и всехвальныхъ первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла
12:00
Святыхъ славныхъ и всехвальныхъ первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла
И́же апо́столомъ первопресто́льницы, и вселе́ннѣй оучи́теліе, Влады́ку всѣ́хъ моли́те, ми́ръ вселе́ннѣй дарова́ти, и душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость
(Тропа́рь, гла́съ 4).
Тве́рдыя и боговѣща́нныя проповѣ́датели, ве́рхъ оучени́къ Твои́хъ Го́споди. Прія́тъ въ наслажде́ніе благи́хъ Твои́хъ поко́я. Труды́ бо о́нѣхъ и сме́рть прія́тъ, па́че вся́каго приноше́нія, Еди́не свѣ́дыи серде́чная
(Конда́къ, гла́съ 2).
Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Пётр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф 16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.
И по Воскресении Своём Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Своё духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Пётр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви.
И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем её, потом проповедником. И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню.
В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал.
Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «во еже уподобитися» им (2 Фес 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым.
Трудно брать на себя ответственность за свой выбор. Трудно высказывать определённое мнение, трудно принимать решение — ведь ты несёшь ответственность за все его следствия и плоды. И если этот выбор, это решение лежат в религиозной, в нравственной области, то отвечать за это приходится всей жизнью. А решения вообще принимать трудно, потому что разве может человек что-нибудь знать наверняка?
Поэтому так важен тот момент, когда апостол Пётр, от себя ли, или от лица всех Двенадцати, решается произнести слова: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Благодаря этому исповеданию, Пётр принимает Господа Иисуса как Спасителя. Всё дальнейшее — свидетельство, проповедь, тяжесть Гефсиманской ночи и дар Пятидесятницы — основано на этом решении Петра и на его поступке, на его исповедании. Становясь основанием Церкви, он приобщается если не божественной природе (до Тайной вечери ещё далеко), то божественной власти Христа.
Сам Пётр, похоже, глубоко пережил этот момент. В написанном около 63 года послании, говоря о сути веры и жизни, он упоминает именно готовность «дать отчёт в уповании» (1 Пет 3:15). Апостольство Двенадцати заключается, собственно, в первую очередь в их исповедании, и лишь затем — в проповеди по всему лицу земли. И это относится и ко всем их ученикам.