Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 09.05.2024, 01:55

Главная » 2023 » Апрель » 7 » Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы
12:00
Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы

Дне́сь спасе́нію на́шему нача́токъ, и вѣ́чнѣй та́йнѣ явле́ніе. Сы́нъ Бо́жіи, Сы́нъ Дѣ́выя быва́етъ. И Гавріи́лъ ра́дость благовѣству́етъ. Тѣ́мъ и мы́ съ ни́мъ Богоро́дицѣ возопіе́мъ, ра́дуися Обра́дованная Госпо́дь съ Тобо́ю (Тропа́рь, гла́съ 4).

Възбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся отъ злы́хъ, благода́рственая воспису́емъ Ти раби́ Твои́ Богоро́дице. Но я́ко иму́щи держа́ву непобѣди́мую, отъ вся́кихъ на́съ бѣ́дъ свободи́. Да зове́мъ Ти, ра́дуися Невѣ́сто Неневѣ́стная (Конда́къ, гла́съ 8).

Благовещение — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

Это событие является начальным моментом Боговоплощения. Евангельский рассказ о Благовещении — один из основополагающих источников для мариологии, поскольку он указывает на исключительное место Марии в истории спасения, на Её предизбранность и предуготовленность Божественной благодатью, на Её Богоматеринство, Её всецелое послушание воле Бога при свободном согласии с Его Промыслом.

Церковное празднование в воспоминание этого евангельского события вошло в практику в середине VI века в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII веке этот праздник появился также в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом «историзации» евангельских празднований в календаре Церкви: так как праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Иисуса Христа), был выбран день, на 9 месяцев предваряющий это событие. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; установление даты связано с представлением, что смерть Христа произошла 25 марта, и что Его земная жизнь должна была всключать целое число лет.

В латинском обряде Благовещение ныне празднуется в ранге торжества, в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам; празднование совершается 25 марта, однако в современной литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник второй недели Пасхи. В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.

Католическая энциклопедия – М.: Издательство Францисканцев, 2002. Т.1, с.594-595.

Евр 2:11-18; Зач. 306

Брaтіе, егда святяяи и святяеміи, отъ единого вси. ея же ради вины не стыдится братію нарицати ихъ глаголя, возвѣщу имя твое братіи моeй, посредѣ церкви воспою тя. и паки, азъ буду надѣяся нань. и паки, се азъ и дѣти яже ми далъ Богъ. Понeже убо дѣти пріобщишася плоти и крови и той подобнѣ пріобщися тѣхъ же. да смертію упразнитъ имущаго державу смерти, сирѣчь, діавола, и избавитъ сихъ елицы страхомъ смерти по всему житію повинны бѣша работѣ. не отъ ангелъ убо когда пріeмлетъ, но отъ сѣмене Авраамова пріeмлетъ, отнюду же долженъ бѣ по всему подобитися братіи, да милостивъ будетъ и вѣренъ первосвященникъ яже къ Богу, во еже очистити грѣхи людскія. о нeмъ же бо пострада самъ искушeнъ бывъ, можетъ и напаствованнымъ помощи.

Лк 1:24-38; Зач. 3

Во днeхъ онѣхъ, зачатъ Елисавeѳъ жена Захаріина, и таяшеся месяцъ пять глаголющи, яко тако мнѣ сотвори Господь во дни, въ ня же призрѣ отяти поношeніе мое въ человецѣхъ. Въ месяцъ же шестыи, посланъ бысть ангелъ Гавріилъ отъ Бога, во градъ Галилeйскыи, ему же имя Назарeѳъ, къ дѣвѣй обручeнѣй мужеви ему же имя Іосифъ, отъ дому Давыдова, и имя дѣвѣй Маріамъ. и вшeдъ къ нeй ангелъ, рече. радуйся обрадованная, Господь съ тобою, благословeна ты въ женахъ. она же видѣвши, смутися о словеси его, и помышляше каково будетъ цѣлованіе се. И рече ангелъ ей. не бойся Маріамъ, обрѣте бо благодать отъ Бога. и се зачнеши во чревѣ, и родиши Сына, и наречeши имя ему Ісусъ. сeй будетъ вeліи, и Сынъ Вышняго наречeтся. и дастъ ему Господь Богъ престолъ Давида отца его, и воцарится въ дому Іаковли во вѣкы, и царствію его не будетъ конца. Речe же Маріамъ ко ангелу. како будетъ се, идѣже мужа не знаю; и отвѣщавъ ангелъ, рече ей, Духъ Святыи найдетъ на тя, и сила вышняго осѣнитъ тя. Тѣмъ же и раждаемое свято, наречeтся Сынъ Божіи. И се Елисавeѳь южика твоя, и та зачатъ сына въ старости своeй. и сіи месяцъ шестыи есть ей, нарицаемѣй неплоды. яко не изнеможетъ отъ Бога всякъ глаголъ. Речe же Маріамъ. се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. и отиде отъ нея ангелъ.

Размышление на Евангельское чтение Благовещения

Как много значит для нас этот разговор Марии с архангелом Гавриилом. Всего несколько реплик, а ведь в них решается судьба мира, от них зависит наша жизнь. И в основе этой беседы — безграничное доверие. Доверие Бога к нам, к человеку вообще и к Марии лично. Спасение человечества, спасение всего человечества — в руках одного-единственного человека. Всесильный Бог, Который вывел Израиль из земли египетской, давал пищу целому народу в пустыне, карал за грехи Содом и Гоморру, предаёт себя в руки хрупкой юной девушки.

И, с другой стороны, мы видим доверие Марии к Богу. Сначала Она смущена приветствием архангела, да и кто бы не испугался на Её месте. Но Бог устами Гавриила готов отвечать на Её вопросы, Она же не боится их задавать. Мы часто зовем Богородицу Новой Евой, и действительно, беседа Благовещения — словно зеркало того разговора, который Бог ведёт с Адамом и Евой (Быт 3:9-13). Точнее, пытается вести, потому что ни Адам, ни Ева не отвечают прямо на Его вопросы и с каждым Его словом начинают бояться всё сильнее. Самое первое последствие их греха — потеря доверия к Богу... Совсем иначе ведёт себя Мария: Она не прячется от Бога — и получает от Него ответы на свои вопросы. И, предавая себя в руки Божии, Она даёт нам пример смирения и доверия. Доверия даже тогда, когда то, что предлагает нам Бог, страшно и неведомо. Доверия к обещанию вечной Жизни даже тогда, когда кажется, что за смертью ничего нет. И Бог не ждёт от нас непосильного для нас понимания своего предназначения, Он лишь предлагает нам согласиться на то, что Он предлагает нам здесь и сейчас.

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

Просмотров: 126 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО