Препросла́вленъ еси́ Христе́ Бо́же на́шъ, и́же свѣти́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́выи. И тѣ́ми ко и́стиннѣй вѣ́рѣ всѣ́хъ на́съ наста́вилъ еси́, Многоми́лостиве сла́ва Тебѣ́
(Тропа́рь, гла́съ 8).
Живонача́льною дла́нію оуме́ршихъ отъ мра́чныхъ оудо́лій, Жизнода́вецъ воскреси́въ всѣ́хъ Христо́съ Бо́гъ, воскресе́ніе дарова́въ человѣ́ческому ро́ду. Е́сть бо всѣ́хъ Спаси́тель и Воскресе́ніе и Живо́тъ, и Бо́гъ вся́ческимъ
(Конда́къ, гла́съ 6).
Апо́стольское проповѣ́даніе, и оте́цъ оуче́ніе, Це́ркви еди́ною вѣ́рою запечатлѣ́. И ри́зу нося́щи и́стинѣ, истка́ну отъ вы́шняго богосло́вія, исправля́етъ и сла́витъ благоче́стія вели́кое та́инство
(Конда́къ, гла́съ 8).
Старцев избранных собор! Божественной славы лучами мысли мои просветив, сделайте светлым меня. Арий, что Сына нарек чуждым сущности Отчей, сам стал отвержен и чужд славы божественной Их (Синаксарь в неделю святых 318 Богоносных отец, иже в Никеи).
В эту Неделю празднуется память трёхсот восемнадцати Отцов I Вселенского Собора. Этот Собор проходил в Никее в дни Пятидесятницы 325 года и послужил славе Воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в дни Пятидесятницы. Собор, как сказано в Синаксаре, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос совершил всё домостроительство нашего спасения, вознесся и сел одесную Бога Отца. Церковь, желая показать, что Сын Божий воплотился и соделался истинным и совершенным Человеком, «вознесся и седе одесную величествия на небесах», установила настоящий праздник.
Никейский Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день Недели, как в первый, или воскресный. 20 правило Собора постановляет не преклонять колен в храмах во всю Пятидесятницу, а также и в дни воскресные, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.
Молитва Иисуса, Его обращение к Отцу, как и всё Его земное служение, тоже становится свидетельством Царства. Прежде всего, конечно, это относится к Его словам о прославлении Им Отца и о Его прославлении Отцом. Если вспомнить, что на библейском языке слава обозначает богоявление или присутствие Божие, они исчерпывающе описывают смысл земного служения Спасителя, как он открыт Ему Самому. Как видно из слов Иисуса, главной задачей Его земного служения было прославление Отца, явление миру того Царства, которое целиком принадлежит Ему и которое Он открывает миру через Своего Сына. А для того, чтобы оно оказалось открыто миру до конца и в полноте, оно должно было стать органичной частью этого мира, а значит, органичной его частью должен был стать и Тот, через Кого оно открывалось. Потому-то Мессия, неся в Себе всю полноту Царства, непременно должен был вместе с тем родиться в мире, как рождается в нём всякий человек, и прожить такую же человеческую жизнь, какую проживает в нём всякий человек. Его человеческая природа во время земного служения не должна была даже открываться миру в её преображённом качестве: ведь тогда она оказалась бы уже отчасти чуждой ещё не преображённому миру. Единственное, чего в ней не могло быть, это греха: ведь грех несовместим с Царством. Теперь же уже был близок момент завершения земного пути, а вместе с тем приближалось и время прославления Отцом Сына. Наступал момент, когда то Царство, которое Сын принёс в мир, должно было начать раскрываться в нём, и первым шагом на этом пути становилось торжество Царства в Сыне через преодоление Им смерти, которой в Царстве нет места так же, как нет в нём места греху. А главной заботой Сына оказываются те, кого Он оставляет в мире, как жителей Своего Царства. Ведь им предстояло стать, по сути, не просто продолжателями Его дела, но в некотором смысле продолжением в мире Его Самого. С тем, чтобы завершение Его земного служения не стало завершением истории Царства, входящего в мир. А для этого необходимо было единство — единство Отца с Сыном и единство учеников и последователей Спасителя с Ним Самим. То единство, которое и составляет основу Царства в нашем преображающемся, но ещё не до конца преображённом мире.