Главная » 2021»Январь»31 » 31 января. Воскресенье Семидесятидневное. II класса
00:00
31 января. Воскресенье Семидесятидневное. II класса
Circumdedérunt me gémitus mortis, dolóres inférni circumdedérunt me: et in tribulatióne mea invocávi Dóminum, et exaudívit de templo sancto suo vocem meam (Ps 17:5-7).
Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня; и в тесноте моей я призвал Господа, и Он услышал от святаго храма Своего голос мой (Пс 17:5-7).
Léctio Epístolæ beáti Pauli Apóstoli ad Corínthios 1 Cor 9:24-27; 10:1-5
Fratres: Nescítis, quod ii, qui in stádio currunt, omnes quidem currunt, sed unus áccipit bravíum? Sic cúrrite, ut comprehendátis. Omnis autem, qui in agóne conténdit, ab ómnibus se ábstinet: et illi quidem, ut corruptíbilem corónam accípiant; nos autem incorrúptam. Ego ígitur sic curro, non quasi in incértum: sic pugno, non quasi áërem vérberans: sed castígo corpus meum, et in servitútem rédigo: ne forte, cum áliis prædicáverim, ipse réprobus effíciar. Nolo enim vos ignoráre, fratres, quóniam patres nostri omnes sub nube fuérunt, et omnes mare transiérunt, et omnes in Móyse baptizáti sunt in nube et in mari: et omnes eándem escam spiritálem manducavérunt, et omnes eúndem potum spiritálem bibérunt bibébant autem de spiritáli, consequénte eos, petra: petra autem erat Christus: sed non in plúribus eórum beneplácitum est Deo.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Коринфянам 1 Кор 9:24-27; 10:1-5
Братия: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
Sequéntia sancti Evangélii secúndum Matthǽum Matt 20:1-16
In illo témpore: Dixit Iesus discípulis suis parábolam hanc: Simile est regnum coelórum hómini patrifamílias, qui éxiit primo mane condúcere operários in víneam suam. Conventióne autem facta cum operáriis ex denário diúrno, misit eos in víneam suam. Et egréssus circa horam tértiam, vidit álios stantes in foro otiósos, et dixit illis: Ite et vos in víneam meam, et quod iustum fúerit, dabo vobis. Illi autem abiérunt. Iterum autem éxiit circa sextam et nonam horam: et fecit simíliter. Circa undécimam vero éxiit, et invénit álios stantes, et dicit illis: Quid hic statis tota die otiósi? Dicunt ei: Quia nemo nos condúxit. Dicit illis: Ite et vos in víneam meam. Cum sero autem factum esset, dicit dóminus víneæ procuratóri suo: Voca operários, et redde illis mercédem, incípiens a novíssimis usque ad primos. Cum veníssent ergo qui circa undécimam horam vénerant, accepérunt síngulos denários. Veniéntes autem et primi, arbitráti sunt, quod plus essent acceptúri: accepérunt autem et ipsi síngulos denários. Et accipiéntes murmurábant advérsus patremfamílias, dicéntes: Hi novíssimi una hora fecérunt et pares illos nobis fecísti, qui portávimus pondus diéi et æstus. At ille respóndens uni eórum, dixit: Amíce, non facio tibi iniúriam: nonne ex denário convenísti mecum? Tolle quod tuum est, et vade: volo autem et huic novíssimo dare sicut et tibi. Aut non licet mihi, quod volo, fácere? an óculus tuus nequam est, quia ego bonus sum? Sic erunt novíssimi primi, et primi novíssimi. Multi enim sunt vocáti, pauci vero elécti.
Последование святого Евангелия от Матфея Матф 20:1-16
В то время: Сказал Иисус своим ученикам притчу сию: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу́чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Размышление
Притча о работниках одиннадцатого часа, на первый взгляд, предполагает очевидную несправедливость. В самом деле, разве правильно и справедливо было бы платить за целый рабочий день столько же, сколько за один час? С точки зрения законов непреображённого мира, такая оплата не только несправедлива, но и экономически нецелесообразна. А тот факт, что виноградник здесь, как и во многих других библейских текстах, оказывается символом Царства, лишний раз подчёркивает, что законы Царства и законы непреображённого мира отличаются, и отличаются нередко кардинально.
А Иисус, разумеется, рассказывает притчу о работниках одиннадцатого часа не случайно, ведь среди слушающих Его людей многие были глубоко и искренне религиозны. Кроме всего прочего, эти религиозные люди были уверены, что, добросовестно исполняя на протяжении всей своей земной жизни свои религиозные обязанности, они затем получат свою награду, заработав себе право войти в Царство и стать его жителями. А Иисус между тем даёт им понять, что земные представления о заработке и справедливой оплате за совершённый труд к Царству неприложимы. И не потому, что справедливость в сфере трудовых отношений не важна для Царства (для Царства важна всякая справедливость), а потому, что Царство в принципе невозможно заработать. Никак и ничем. Никакой религиозностью и никакими делами благочестия. И если дела эти и эта религиозность кому-нибудь нужны, то лишь самим людям на пути в Царство, во время той работы в винограднике, без которой и к самому винограднику они бы доступа не получили.
И надо признать, что, как христиане, мы все сегодня оказываемся по отношению к Царству именно в такой ситуации. Наша эпоха — эпоха наступающего Царства, которое входит в наш мир, преображая его, но которое ещё не раскрылось во всей своей полноте. И каждый из нас может иметь и действительно имеет отношение к этому Царству постольку, поскольку участвует в его созидании, используя для этой духовной работы все возможности. А когда Царство раскроется во всей своей полноте, окончательно преображая мир, каждый из тех, кто его созидал, станет частью этой полноты. Всей полноты, а не той её части, которую заработал. Ведь Царство неделимо. Его можно получить лишь целиком.