Во время Адвента Церковь с нетерпением ожидает пришествия нашего Спасителя. В Рождественский период мы празднуем Его рождение в Вифлееме с глубоким осознанием того, как важно Воплощение Сына Божьего для нашей духовной жизни. Ведь Сын Самого Бога, Слово, рождённое от Отца прежде всех времён, стал одним из нас, воплотившись во чреве Девы Марии. Наше спасение и наша сверхприродная жизнь как чад Божьих берёт начало в тайне Воплощения Слова, и именно поэтому Церковь ежегодно призывает нас праздновать это событие с особой торжественностью.
В начале своего Евангелия святой Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами.., а тем, которые приняли Его, Он дал власть быть чадами Божьими». Празднуя рождение нашего Спасителя в определённый момент человеческой истории, Церковь также помнит и о Его вечном рождении, ибо эти два события являются условием нашего собственного рождения в сверхприродную жизнь.
Истинный объект Рождественских торжеств – это празднование Воплощения Слова как великой тайны, от которой зависит, станем ли мы чадами Божьими, а также благодарение Бога за неё и наполнение наших душ этим чудесным даром, являющимся вечно обновляемым источником христианской духовной силы. Всё человечество вовлечено в эти важнейшие события. И литургия напоминает нам об этом. На смену пастухам, пришедшим поклониться в Вифлеем, спешат волхвы с Востока, возвещая, таким образом, о том, что свет Христа достигнет всех уголков земли. Праздник Богоявления является продолжением праздника Рождества, отголоском тайны Воплощения в жизни всех людей, которую Церковь отмечает этими двумя торжествами.
Рождественский период, начинающийся 24 декабря, заканчивается 13 января. Его основными составляющими являются два праздника: Рождество и Богоявление. Главные события, связанные с рождением нашего Спасителя, – Мученичество Святых Младенцев, Обрезание Господне и праздник Святого Имени Иисуса – отмечаются как отдельные праздники, тесно связанные с основной тайной; праздники святых (Св. Стефана, Св. Иоанна и некоторых других) перекликаются с ней, потому что даже строки из Святого Писания, читаемые во время богослужений, продиктованы и пронизаны ею и отражают настроение Церкви в этот период. На Рождество мы радуемся, потому что обретаем нашего Спасителя. Вместе с Марией и Иосифом, ангелами и пастухами, с волхвами, вестниками язычников, со всей Церковью мы полностью погружаемся в эту всепоглощаюшую радость. Кроме Пасхальной радости, когда мы ликуем о победе Христа над смертью, Церковь не знает большего торжества, чем это, когда осуществляются великие пророчества о Вифлееме Иудейском, предсказавшие появление Еммануила и сияние Его света над всем миром.
Во всех храмах вновь появляются все признаки проявления радости: белые облачения священника, музыка органа, звон колокольцев, пение Аллилуйя (прелюдии Пасхальной радости), а также Gloria in excelsis, повторяющее слова ангелов в Вифлееме, которое раньше исполнялось лишь на Рождество. Эта радость находит отражение и в жизни христианской семьи. Во многих семьях существует традиция украшать рождественский вертеп и молиться возле него утром и вечером всем вместе; это очень хороший способ дать детям некоторое представление об одной из самых простых и одновременно самых глубоких тайн христианской веры.