Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 18.06.2024, 08:49

Главная » 2023 » Апрель » 16 » СВѢТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНІЕ — ПАСХА ГОСПОДНЯ
09:00
СВѢТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНІЕ — ПАСХА ГОСПОДНЯ

Христо́съ воскре́се изъ ме́ртвыхъ, сме́ртію на сме́рть наступи́, и гро́бнымъ живо́тъ дарова́ (Тропа́рь, гла́съ 5).

А́ще и во́ гробъ сни́де Безсме́ртне, но а́дову разруши́въ си́лу, и воскре́се я́ко побѣди́тель Христе́ Бо́же. Жена́мъ мѵроно́сицамъ ра́дость провѣща́въ, и Свои́мъ апо́столомъ ми́ръ дарова́, и́же па́дшимъ подая́ воскресе́ніе (Конда́къ, гла́съ 8).

В ад одиноко сойдя с силой его побороться, с многой добычей назад вышел из ада Христос (Синаксарь, во Святую и Великую неделю Пасхи).

В ряду подвижных Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников он есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник. «Праздников праздник» и «торжество из торжеств», как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением; призывает к её торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Святой Григорий Богослов в своём слове 45 на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мёртвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей — восходите и вы; Христос из гроба — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды».

Воскресением Господа Иисуса Христа из мёртвых завершён Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человеческого рода. Воскресение явилось свидетельством и доказательством того, что Иисус Христос есть истинный Бог, наш Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер Своею плотию, но плоть Его была плотию Бога Слова, ипостасно соединённой с Ним во гробе. Христос воскресает, ибо смерть не могла держать в своей власти тело и душу Христа, находившихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, в единстве с Тем, Кто по природе Своего Божества есть «Воскресение и Жизнь».

Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 20. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Деян 1:1-8; Зач. 1

Пeрвое убо слово сотворихъ о всѣхъ, о Ѳеофиле, о нихъ же начатъ Ісусъ, творити же и учити, до него же дне, заповѣдавъ апостоломъ Духомъ Святымъ, ихъ же избра, вознесeся. предъ ними же и постави себе жива, по страданіи своeмъ, во мнозѣхъ знаменіихъ, деньми четыредесятьми являяся имъ, и глаголя яже о Царствіи Божіи, и съ ними яды, повелѣваше имъ отъ Іерусалима не отлучатися, но ждати обѣтованіе отчее, еже слышасте отъ мене. Яко Іoаннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днeхъ. они же убо сошeдшеся, вопрашаху его, глаголюще. Господи, аще въ лѣто се устраяеши царствіе Ізраилево; речe же къ нимъ. нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи своeю областію. Но пріимете силу нашeдшу Святому Духу на вы. и будете ми свидѣтеле, во Іерусалимѣ же, и во всeй Іудeи и самаріи, и даже до послѣднихъ земли.

Ин 1:1-17; Зач. 1

Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога, и Богъ бѣ Слово. се бѣ искони у Бога. Вся тѣмъ быша. и безъ него ничтоже бысть еже бысть. Въ томъ животъ бѣ, и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ. И свѣтъ во тмѣ свѣтится, и тма его не объятъ. Бысть человѣкъ посланъ отъ Бога, имя ему Іoаннъ. Сeй пріиде во свѣдѣтельство, да свѣдѣтельствуетъ о свѣтѣ, да вси вѣру имутъ ему. Не бѣ той свѣтъ, но да свѣдѣтельствуетъ о свѣтѣ. Бѣ свѣтъ истинныи, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ миръ. Въ мирѣ бѣ, и миръ тѣмъ бысть, и миръ его не позна. Во своя пріиде, и свои его не пріяша. Елици же пріяша его, дастъ имъ область чадомъ божіимъ быти, вѣрующимъ во имя его. Иже не отъ крови, ни отъ похоти плотьскыя, ни отъ похоти мужскыя, но отъ Бога родишася. И Слово плоть бысть, и вселися въ ны. И видѣхомъ славу его, славу яко единороднаго отъ отца, исполнь благодати и истины. Іoаннъ свѣдѣтельствуетъ о нeмъ, и возва глаголя. сeй бѣ его же рѣхъ, иже по мнѣ грядыи, предо мною бысть, яко пeрвѣе мене бѣ. И отъ исполнeнія его мы вси пріяхомъ, и благодать возблагодать. Яко законъ моисeoмъ данъ бысть. благодать же и истина Ісусъ Христомъ бысть.

Слово огласительное на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришёл после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздаёт достойное; и тому даёт, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднён! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлён! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашёл в нём небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мёртв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга 1.— Пг., 1916.— С. 38–39.

Размышление на Светлое Христово Воскресение

Просмотров: 147 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО