В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поётся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших [1].
Неделя Ваий посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшёл для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырёх евангелистов (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою [2].
Божью миссию на земле Господь наш Иисус Христос завершил двумя величественными актами, которыми являются воскресение Лазаря и торжественный вход в Иерусалим. Эти два события, свидетелями которых было много людей, убедительно свидетельствовали о Его мессианстве и божественности... Еврейский народ хотел видеть своего Мессию в силе и славе. Поэтому Иисус Христос воскресением Лазаря и своим торжественным въездом в Иерусалим доказал свою силу и славу, публично показав, что Он не только Господь живой и мёртвой природы, но и Господь человеческих сердец.
Христова слава длилась коротко, потому что за ним, как тень, уже следовало предательство Иуды, измена народа, осуждение иудейскими старейшинами, муки, крестный путь и распятие. Те, кто сегодня восклицают: «Осанна», через несколько дней будут кричать: «Распни».
Воскресенье Ваий показывает нам неустойчивость человеческой славы и бесполезность земного счастья. Радость и печаль на земле – это две неразлучные сестры. Поэтому, если хотим торжествовать со Христом на Небе, должны сначала здесь, на земле, прожить с Ним Страстную неделю и Голгофу. И только тогда сможем, как Он, войти туда, где вечная слава, радость и воскресение [3].
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф 21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк 23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем всё, — и своё благоговение, и Божию к нам милость, и предаёмся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, ещё прежде четырёх дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И всё это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
В некотором трепете перед величием вспоминаемых событий, хочется поделиться мыслями о Входе Господнем в Иерусалим не своими, а преподобного Андрея Критского (ум. 720 или ок. 726). К сожалению, практически никто из нас не слышит его трипеснеца (краткого канона) на повечерии, и потому эти мысли преподобного, прямо скажем, малоизвестны. Вот несколько тропарей (пер. с греч.):
«Проходя жизненный путь, Спасе мой, Ты волей Твоей взалкал, желая спасения всех; Ты возжаждал обращения уклонившихся от Тебя».
«Приготовься, душа, прежде исхода, приготовься к будущей жизни, и со стремящимся ради тебя пострадать Христом, постарайся со-пострадать, и со-распяться, и умереть с Ним».
«Все верные, прилепившиеся ко Господу, стремящемуся пострадать, будем готовы на оплевание, на поругание, и на унижение, чтобы прославиться с Ним пречистыми Его Страстями».
«Украсив жизнь целомудрием и мудро сохранив веру, изыщем образ праведности, чтобы, мужественно сопровождая Христа, сораспяться с Ним».