Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 18.06.2024, 08:07

Главная » 2023 » Апрель » 9 » Входъ Господень въ Іерусалимъ, Недѣля цвѣтная
12:00
Входъ Господень въ Іерусалимъ, Недѣля цвѣтная

О́бщее воскресе́ніе пре́жде Своея́ стра́сти оувѣря́я, изъ ме́ртвыхъ воздви́глъ еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же. Тѣ́мъ же и мы я́ко о́троцы побѣ́дныя о́бразы нося́ще, Тебѣ́ Побѣди́телю сме́рти вопіе́мъ, оса́нна въ вы́шнихъ, благослове́нъ Гряды́и во́ имя Госпо́дне (Тропа́рь, гла́съ 1).

На престо́лѣ на́ Небеси, на жребя́ти на земли́ носи́мъ Христе́ Бо́же, отъ А́нгелъ хвале́ніе, и отъ дѣте́й воспѣва́ніе пріе́мля зову́щихъ Ти́, благослове́нъ еси́, прише́дыи Ада́ма воздви́гнути (Конда́къ, гла́съ 6).

Смертным Своим естеством плачешь о друге умершем, силой Божественной ныне вновь восставляешь его (Синаксарь в Лазареву субботу).

Неба Творец, на oслёнка воссев, от бессловесия смертных избавить стремится (Синаксарь в Неделю ваий, Вход Господень в Иерусалим).

В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поётся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших [1].

Неделя Ваий посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшёл для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырёх евангелистов (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою [2].

Божью миссию на земле Господь наш Иисус Христос завершил двумя величественными актами, которыми являются воскресение Лазаря и торжественный вход в Иерусалим. Эти два события, свидетелями которых было много людей, убедительно свидетельствовали о Его мессианстве и божественности... Еврейский народ хотел видеть своего Мессию в силе и славе. Поэтому Иисус Христос воскресением Лазаря и своим торжественным въездом в Иерусалим доказал свою силу и славу, публично показав, что Он не только Господь живой и мёртвой природы, но и Господь человеческих сердец.

Христова слава длилась коротко, потому что за ним, как тень, уже следовало предательство Иуды, измена народа, осуждение иудейскими старейшинами, муки, крестный путь и распятие. Те, кто сегодня восклицают: «Осанна», через несколько дней будут кричать: «Распни».

Воскресенье Ваий показывает нам неустойчивость человеческой славы и бесполезность земного счастья. Радость и печаль на земле – это две неразлучные сестры. Поэтому, если хотим торжествовать со Христом на Небе, должны сначала здесь, на земле, прожить с Ним Страстную неделю и Голгофу. И только тогда сможем, как Он, войти туда, где вечная слава, радость и воскресение [3].

[1] Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 17. Особенности богослужения седмиц и недель (воскресений) Великого поста. Шестая седмица Великого поста (Седмица Ваий).

[2] Шиманский Г.И. Указ. соч. Неделя (воскресенье) ваий. Вход Господень в Иерусалим.

[3] о. Юліян Катрій, ЧСВВ. Пізнай свій обряд. — Львів: Свічадо, 2004.

Флп 4:4-9; Зач. 247

Брaтіе, радуйтеся о Господѣ всегда, и паки реку радуйтеся. кротость ваша разумна да есть всѣмъ человѣкомъ. Господь близъ, ничтоже печeтеся, но во всeмъ молитвою и молeніемъ съ благодарeніемъ прошeнія ваша да сказуются къ Богу. и миръ Божіи превосходяи всякаго ума, да соблюдаетъ сердца ваша и разумѣнія ваша о Христѣ Ісусѣ. Прочее же братіе моя, елика суть истинна, елика чcтна, елика праведна, елика пречcта и елика прелюбeзна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель, и аще кая похвала, сія помышляйте, яже и научистеся, и пріясте, и слышасте, и видѣсте во мнѣ, сія творите, и Богъ мира да есть съ вами.

Ин 12:1-18; Зач. 41

Прeжде шестихъ дніи Пасхы, пріиде Ісусъ въ Виѳанію, идѣже бѣ Лазарь умeрыи, его же воскреси отъ мертвыхъ. Сотвориша же ему вeчерю ту. и Марѳа служаше. Лазарь же единъ бѣ отъ возлежащихъ съ нимъ. Марія же пріeмши литру мира, нарда пистикы, многоцѣнны, помаза нозѣ Ісусовѣ, и отре власы своими нозѣ его, храмина же исполнися отъ воня масти благовонныя. Глагола же единъ отъ ученикъ его, Іуда Симоновъ Искаріотскіи, иже хотяше его предати. чесо ради миро се не продано бысть на трихъ стѣхъ пѣнязь, и дано нищимъ; Се же рече, не яко о нищихъ печашеся, но яко тать бѣ. и ковчeжецъ имѣяше, и вмѣтаемая ношаше. Речe же Ісусъ, не дѣйте ея, да въ день погребeнія моего соблюдeтъ е. Нищая бо всегда имате съ собою, менe же не всегда имате. Разумѣ же народъ многъ отъ іудей яко ту есть. и пріидоша, не Ісуса ради токмо, но да и Лазаря видятъ, его же воскреси отъ мертвыхъ. Совѣщаша же архіерeе, да и Лазаря убіютъ, яко мнози его ради идяху отъ іудей, и вѣроваху во Ісуса. Во утрѣи же день, народъ многъ пришeдыи въ праздникъ, слышавше яко Ісусъ грядeтъ во Іерусалимъ, пріяша ваіе отъ ф›никъ, и изыдоша въ срѣтеніе ему, и зваху глаголюще. осанна, благословeнъ грядыи во имя Господне, Царь Ізраилевъ. обрѣтъ же Ісусъ осля, всѣде на не, яко же есть писано. не бойся дщи Сіоня, се царь твой грядeтъ, сѣдя на жрѣбяти осли. сихъ же не разумѣша ученицы его прeже, но егда прославися Ісусъ, тогда помянуша, яко сія бѣша о нeмъ писана, и сія сотвориша ему. Свѣдѣтельствоваше же народъ иже бѣ прeже съ нимъ егда Лазаря возгласи отъ гроба, и воскреси его отъ мертвыхъ. Сего ради и срѣте его народъ, яко слышаша его сіе сотворша знаменіе.

Размышления на Евангельское чтение Недели ваий

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф 21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк 23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем всё, — и своё благоговение, и Божию к нам милость, и предаёмся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, ещё прежде четырёх дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И всё это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя Ваий.

В некотором трепете перед величием вспоминаемых событий, хочется поделиться мыслями о Входе Господнем в Иерусалим не своими, а преподобного Андрея Критского (ум. 720 или ок. 726). К сожалению, практически никто из нас не слышит его трипеснеца (краткого канона) на повечерии, и потому эти мысли преподобного, прямо скажем, малоизвестны. Вот несколько тропарей (пер. с греч.):

«Проходя жизненный путь, Спасе мой, Ты волей Твоей взалкал, желая спасения всех; Ты возжаждал обращения уклонившихся от Тебя».

«Приготовься, душа, прежде исхода, приготовься к будущей жизни, и со стремящимся ради тебя пострадать Христом, постарайся со-пострадать, и со-распяться, и умереть с Ним».

«Все верные, прилепившиеся ко Господу, стремящемуся пострадать, будем готовы на оплевание, на поругание, и на унижение, чтобы прославиться с Ним пречистыми Его Страстями».

«Украсив жизнь целомудрием и мудро сохранив веру, изыщем образ праведности, чтобы, мужественно сопровождая Христа, сораспяться с Ним».

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

Просмотров: 169 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО