Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 19.04.2024, 14:20

Главная » 2023 » Апрель » 23 » Недѣля 2-я по Пасхѣ (Антипасха), о Ѳомѣ
12:00
Недѣля 2-я по Пасхѣ (Антипасха), о Ѳомѣ

Зна́менану гро́бу, живо́тъ о́тъ гроба восія́лъ еси́ Христе́ Бо́же. И две́ремъ затворе́нымъ оученико́мъ предста́, и́же всѣ́хъ воскресе́ніе, Ду́хъ Пра́вый, тѣ́ми обновля́я насъ, по вели́цѣй Твое́й ми́лости (Тропа́рь, гла́съ 7).

Любопы́тною десни́цею, жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра, Ѳома́ испыта́лъ е́сть Христе́ Бо́же. Затворе́нымъ бо две́ремъ я́ко вни́де, и съ про́чими апо́столы вопія́ше, Госпо́дь еси́ и Бо́гъ мо́й (Конда́къ, гла́съ 8).

Если ни ада ключи, ни гроб, запечатанный стражей, не был преградой Тебе, – как воспрепятствует дверь? (Синаксарь в неделю Фомину).

Светлая седмица заканчивается (восьмым днём) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»).

С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

Шиманский Г.И. Литургика. Фомина неделя (Фомино воскресенье).

Деян 5:12-20; Зач. 14

Вo дни оны, рукaма апостольскама быша знаменія и чюдеса въ людехъ многа. и бяху единодушно вси въ притворѣ соломони. отъ прочихъ же никтоже смѣяше прилѣплятися имъ, но величаху ихъ людіе, паче же прилагахуся вѣрующіи господви множество мужeй и жeнъ. Яко и на распутіяхъ износити недужныя, и полагати на постeляхъ и на одрѣхъ, да грядущу Петру, поне сѣнь осѣнитъ нѣкоего отъ нихъ. схожашежеся множество, отъ окрeстныхъ градовъ во Іерусалимъ, приносяще недужныя, и страждущая отъ духъ нечистыхъ, иже исцѣлевахуся вси. Воставъ же архіерeй, и вси иже съ нимъ, сущая ересь саддукeйская, исполнишася зависти. и возложиша руки своя на апостолы, и послаша ихъ въ соблюдeніе общее. Ангелъ же Господень, нощію отвeрзе двeри темници. извeдъ же ихъ, рече. идѣте, и ставше глаголите въ церкови людемъ вся глаголы жизни сея.

Ин 20:19-31; Зач. 65

Сущу поздѣ въ день той, во едину отъ суботъ, и двeремъ затворeномъ, идѣже бѣху ученицы его собрани страха ради іудeйска. Пріиде Ісусъ, и ста посредѣ, и глагола имъ, миръ вамъ. и се рeкъ, показа имъ руцѣ, и нозѣ, и рeбра своя. Возрадовашажеся ученицы, видѣвше Господа. речe же имъ Ісусъ пакы, миръ вамъ. яко же посла мя Отецъ, и азъ посылаю вы. и се рeкъ дуну, и глагола имъ. пріимѣте Духъ Святъ. Имъ же отпустите грѣхы, отпустятся имъ. и имъ же держите, держатся. Ѳома же единъ отъ обоюнадесяте глаголемыи близнeцъ, не бѣ ту съ ними егда пріиде Ісусъ. Глаголаху же ему друзіи ученицы, видѣхомъ Господа. онъ же рече имъ. аще не вижу на руку его язвы гвоз динныя, и вложу пeрста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ рeбра его, не иму вѣры. И по днехъ осмихъ, пакы бѣху внутрь ученицы его, и Ѳома съ ними. пріиде Ісусъ, двeремъ затворeномъ. и ста посредѣ ихъ, и рече, миръ вамъ. Потомъ глагола Ѳомѣ. принеси пeрстъ твой сѣмо, и виждь руцѣ мои, и принеси руку твою, и вложи въ рeбра моя. и не буди невѣренъ, но вѣренъ. отвѣща Ѳома, и рече ему. господь мой, и Богъ мой. Глагола ему Ісусъ, яко видѣвъ мя, вѣрова. блажeни невидѣвшеи, и вѣровавше. Многа же и ина знаменія сотвори Ісусъ, предъ ученикы своими, яже нѣсуть писана въ книгахъ сихъ. сія же писана быша, да вѣруете яко Ісусъ есть Христосъ Сынъ Божіи. И да вѣрующе, живота имате во имя его.

Размышления на Евангельское чтение Фоминой Недели

В расхожих представлениях апостол Фома почему-то стал примером недоверчивости, выражение «Фома неверующий» даже вошло в поговорку. Но когда он говорит видевшим воскресшего Иисуса апостолам: «Не поверю, пока не вложу перстов моих в раны от гвоздей», – им движет далеко не одно только недоверие к рассказу о невероятном событии. Необходимо учесть, что Сам Господь не обличает Фому, но в самом деле показывает ему раны от гвоздей и копья. И как только апостол Фома услышал это, он исповедал Иисуса не просто Мессией, но своим Господом и Богом! Никто до него не поднимался до такого дерзновения.

Надо полагать, что для апостола важно было убедиться не просто в реальности воскресения, но в том, что Тело Воскресшего несёт на себе знаки Страстей. Во-первых, для Фомы (и для нас) это означает, что Господь воскрес в том самом Теле, в котором Он пострадал за нас. И, во-вторых, это означает, что Крестные страдания и Воскресение неотделимы одно от другого. Это необходимо знать нам, когда мы слышим, в частности, призыв Христа: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Ведь если крестный путь не ведёт нас к воскресению и жизни, то как нам идти по нему? И если не этот путь следования за Христом ведёт к жизни, то как нам найти её? Поэтому свидетельство апостолы Фомы имеет исключительное значение для всех нас.

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

Просмотров: 127 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО