Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни... С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи...
Первая Неделя (воскресенье – Ред.) Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осуждённой на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским [1].
Слово «православие», по-гречески «ортодоксия», означает истинную веру и истинное почитание Господа Бога... Православие, которое празднует это воскресенье, это православие вселенско-католическое, его признавала единая Христова Церковь первых веков в борьбе против ереси иконоборчества. Поэтому воскресенье Православия – это торжество всей Церкви, Восточной и Западной, это радостное празднование окончательной победы над иконоборчеством и другими ересями [2].
Размышления на Евангелие Недели Православия (Ин 1:43-51)
Этот отрывок Евангелия бесконечно ценен как образец каких-то очень личных отношений с Богом. Что там было под смоковницей? Мы не знаем, и это очень важно, ибо это понятно только Нафанаилу и Богу, здесь острейший персонализм. И для Нафанаила это было что-то очень важное. Не надо гадать, что это могло быть, но обратим внимание, что как только он поговорил с Иисусом об этом, он уверовал. Значит, эта смоковница становится символом обращения. У каждого из нас есть своя смоковница. И мы дорожим ею и черпаем из неё духовные силы. Но важна не только она, принципиально важным для обращения Нафанаила стало то, что они с Господом об этом поговорили. Причём Господь первый стал говорить. Это тоже очень важно. Наша молитва – это всегда ответ на призыв Господа. Пока это не так — это не молитва, а скорее самоубеждение. Вряд ли кто-то из верующих может сказать, что его вера – это его выбор. Если это так, то это не вера, а система убеждений. Мы всегда бываем найдены Господом, как были найдены Им апостолы, и, повинуясь неведомой силе, оставляем всё и следуем за Ним.