Восьмое воскресенье после праздника Пасхи и первое после Сошествия Святого Духа называется Неделей Всех святых. Оно завершает круг подвижных праздников. В этот день наша Восточная Церковь отдает особую почесть всем тем, которые являются благодатным плодом даров Святого Духа.
«В этот день, в первое воскресенье по Пятидесятнице, – говорится в Синаксаре на эту Неделю, – совершаем празднование всем святым по всей вселенной – в Азии, Ливии и Европе, на севере и юге. Настоящий праздник божественнейшие отцы установили и определили совершать после схождения Святого Духа, с тем намерением, чтобы показать нам, как повлияло на Апостолов пришествие Всесвятого Духа. Оно освятило и умудрило соестественных нам человеков для восполнения отпавших ангелов и через Христа к Богу привело: одних – мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью» [1].
Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и все святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего».
При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых – явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.
Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха.
С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост [2].
В отрывке из Евангелия от Матфея, который мы читаем сегодня, Господь говорит две вещи, важные для нашего понимания святости. Во-первых, ученик Христа — это тот, для кого Сам Господь и исповедание Его важнее всего в жизни. Тот, кто готов потерять всё, вплоть до собственной души, то есть жизни, ради Христа. Не дела, не духовные или иные достижения, ничто не делает человека учеником Христа — только сосредоточенность всей жизни вокруг одного центра, «единого на потребу» — Христа.
Но не менее важны и последние стихи 10-й главы: Господь говорит о том, в чём выражается святость Его учеников. Это способность принимать других людей и делать им добро. Масштаб благодеяний совершенно не важен — даже если ты ничего не можешь, кроме как напоить жаждущего чашей холодной воды, и то не потеряешь награды своей. Святость учеников Христовых выражается именно в их отношении к людям, а прочее — не относится к делу.